Современная мировая социально-экономическая система, образно говоря, держится на трех китах: финансовом капитале, технологиях и организованной преступности. Она характеризуется рядом очевидных и не очень заметных для большинства граждан кризисов.

Первый кризис – это кризис представительной демократии. Он наиболее очевиден. Невозможно найти собрание выборных представителей, из которых 50% + 1 голос были бы компетентны и не коррумпированы.

Представительная демократия есть прикрытие для так называемой власти «сеньерити»: получение внеправовых преимуществ при формальном равноправии.

Второй кризис – это кризис рациональности: доступ к знаниям и информации не может быть обеспечен в равной степени для всех.

Третий кризис - это кризис субъективности, который характерен для Запада, поскольку именно там впервые сформировались так называемые гражданские общества, состоящие из субъектов западного типа.

Прочие части света не проходили модернизации и являют собой бессубъектные традиционные общества.

Эти общества, подвергаясь влиянию западной цивилизации, ведущей к разрушению традиционализма, формально полагают, что «субъект» у них тоже есть. Но почти все социальные действия в этих обществах оказываются блефом. Все: и государство, и право, и религия основаны на двойных стандартах. Декларируются одни ценности, а реально руководствуются другими. Ложь, имитации и манипуляции – основы управления в этих социальных системах.

Западная субъективность традиционно базировалась на аппеляции к разуму и воле. Почти вся западная философия вращалась вокруг всех этих осей: разум и воля.

В итоге меньшинство, трезвое разумом и крепкое волей, прибрало к рукам почти все мировой богатство. Современный финансово-экономический кризис – банальное следствие алчности и безнравственности этого разумного меньшинства. Большинство Западных «субъектов» (и не только Западных «субъектов») не удались разумом, их воля оказалась слабой. По сути, они превратились в объекты постмодернистских манипуляций.

Случилась так называемая «смерть субъекта», означающая в постмодернистской философии гибель традиционного (стабильного), однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка «субъекта». 

Это «кукла в строю», которая погибла.

Кризис настолько глубок, что скорее походит на катастрофу.

Ни государство, ни церковь не в состоянии объяснить «умершему субъекту», почему он должен быть «хорошим», «вести себя хорошо» по отношению к другим субъектам.

Не случайно сегодня все, даже виновники кризиса, заговорили об этическом управлении, этическом регулировании, этических ограничениях и т.п.

Другими словами речь фактически признается наличие не вполне очевидного, но лежащего в основе всех кризисов – главного кризиса – кризиса нравственных устоев, нравственного кризиса.

Нравственный кризис – причина господства социальных паразитов, безжалостно и безответственно сверхпотребляющих общие планетарные ресурсы и ведущих человечество к вселенской катастрофе.

Далее будет показано, как с помощью разработанных социальных технологий (авторы Чигирев Виктор Анатольевич, Юнацкевич Петр Иванович, 2009, www.inrav.ru), сознательно сводящих духовную сферу субъекта к рационально и операционально определяемой нравственности (практическая этика) может быть найден выход из цепи кризисов, приведших к нынешнему всеобщему кризису. Будет понятно, как с помощью одного из «китов» – социальных технологий, «обуздываются» два других «кита» современной социально-экономической системы – финансовый капитал и организованная преступность.